Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Первая школа в Сордоннохском наслеге открылась в 1931 году, на участке «Кусумпа».

В этой начальной школе учителями начали работать Платон Ионович Игнатьев, Михаил Андреевич Антипин. В том году в школе обучалось 33 ученика, которые приехали с участков «Саhыл Yйэлээ5э», «Эбэ», «Кубалаах», «Бугуйэх», «Буордаах», «Хоруу», «Оттоох» и «Кылааскай».

В 1932 году при преобразовании Сордоннохского наслега построили здание школы, по тогдашним меркам, просторное, которое состояло из двух классов. Здесь продолжают работать П.И.Игнатьев, М.А.Антипин, В.Неустроев, М.С.Готовцев

Начальная школа

Вот как вспоминала Фекла Егоровна Винокурова: «Я была в числе первых учащихся школы. Сперва 1931 году учились в школе, открытой в Кусумпе. Нас было 33 учащихся. В первом классе нас учил Платон Ионович (из Чурапчи), он проработал 4 года. Во втором классе учителем был Готовцев Михаил Софронович. Школа прогревалась большой печкой- бочкой, которая стояла в коридоре и мы собирались вокруг нее и грелись. Каждый день начинался с зарядки и линейки. Хоть и не было часов, никто не опаздывал на занятия.»

А вот как вспоминает Скрыбыкина Мавра Романовна о своих школьных годах: «В первый класс поступила в годы Великой Отечественной войны, в 1944 году. Моими одноклассниками были: Аммосова Е.Д.,     Винокуров Д.Д.,     Вензель Н.П., 

Вензель М.И.,   Егорова А.М.

Учителями были :

В 1 классе - Пермяков Петр Иванович

Во 2 классе - Левин Михаил Семенович

В 3 классе - Заболоцкий Михаил Васильевич

В 4 классе - Винокуров Егор Егорович

Были очень дисциплинированными, никто не бегал по коридору, все становились в круг, водили хоровод. Егор Егорович очень хорошо играл на балалайке, а мы пели и танцевали под его аккомпанемент. Дежурные обязательно следили за порядком, носили дрова и топили печь. В коридоре висело «Правило поведения школьника», состоявшее из 20 пунктов. Все учились и жили очень дружно.»

В 1952 году, закончив Якутское педагогическое училище, в село приехали работать Иванов Петр Дмитриевич и Скрыбыкина Татьяна Иннокентьевна. Талантливые молодые учителя ускорили развитие начальной школы в Сордоннохском наслеге. Вместе с ними начали работать Местников А.В., Бурцев Н.К. и многие другие.

Сегодня мы с гордостью и уважением называем имена заведующих Сордоннохской начальной школы:

1931-1935 гг. - Игнатьев П.И

1947-1952 гг. - Винокуров Е.Е.

1952-1960 гг. - Иванов П.Д.

1960-1964 гг. - Местников А.В.

1964-1966 гг. - Игнатьев Н.Н.

1966-1969 гг. - Бурцев Н.К.

1969-1971 гг. - Иванов П.Д.

1971-1986 гг. - Скрыбыкина Т.И.

Учителей: Антипин М.А., Готовцев М.С., В.Неустроев, Рязанский, А.С.Филиппов, Красиков, А.Н.Бурнашев, Е.А.Большаков, Г.Д.Стасьев, Измайлова Г.А., Афанасьев Д.П., Васильев П.Г., Игнатьева В.Т., Милкина Р.И., Готовцева М.С., Егорова Е.С.,Попова Е.П., Готовцева А.Г., Слепцов С.В., Мохначевская Л.Г., Мохначевский Е.Н., Кривошапкина А.А.,Скрыбыкина Т.А., Заболоцкая Т.Р., Андреева Л.В., Крылова А.Е., Егорова О.Н. и мн. др.

Интернат начал работать с 1933 года, первый заведующий - Большаков Николай Николаевич, воспитатель - Платон Ионович Игнатьев, повар - Заболоцкая Евдокия ( мать Заболоцкого Максима Ивановича ). В интернате поселились дети из далёких участков.

В 1952 году приехали Пётр Дмитриевич Иванов и Татьяна Иннокентьевна Скрыбыкина. Пётр Дмитриевич свою долгую педагогическую деятельность начинает заведующим школой и интернатом.

В 1966 году воспитателем интерната назначена Люция Гаврильевна Мохначевская, в то же время работают Захарова Светлана Иннокентьевна няней и Татьяна Михайловна Винокурова поваром. Тогда в интернате жили 25 детей. Работали без выходных. Дружно.

Вот как вспоминает Люция Гаврильевна: «Дети все были исполнительными, дисциплинированными. Первыми моими помощниками были Зина, Айта Сивцевы, Клара Неустроева, Вася, Саша, Коля Винокуровы, Гриша, Дима Дягилевы, Саша Скрыбыкин, Постоянно хорошо учились Сеня, Афоня, Уруйдана Сивцевы, Саша Скрыбыкин, Вера, Ага Слепцовы и многие другие. В свободное время играли в шашки, в шахматы, читали книги, весной ходили на лыжах. Время от времени устраивали концерты-сюрпризы. К приходу воспитателя спальни, читальня всё бывало убрано, аккуратно сложено, вокруг всё сияло чистотой»

В то время в интернате работали завхозом Винокурова Варвара Максимовна, Скрыбыкина Анна Семёновна кочегаром, Винокурова Мотрёна Прокопьевна няней. В 1976 году воспитателем назначен был Мохначевский Егор Николаевич.

С 1982 года занимает должность воспитателя Винокурова Клавдия Константиновна, няней работает Агафья Егоровна Готовцева. Все они работали добросовестно, находили общий язык с детьми.

С 1987 года заведующей назначена Анна Алексеевна Кривошапкина. Она как добрый советчик, воспитатель, лучший руководитель, педагог-наставник завоевала большой авторитет среди коллег и населения.

В 1991 году интернат закрыли. В разные годы в интернате проработали: Местникова М.И., Скрыбыкина К.И., Скрыбыкина А.С., Заболоцкая Т.Ф., Скрыбыкин Д.И., Скрыбыкина Х.С., Скрыбыкина А.Н., Винокурова Д.П., Иванов Е.П., Винокурова К.К., Захарова Е.В., Аммосов И.И., Аммосов Н.М., Винокурова М.А., Готовцева Л.Е., Кривошапкина А.А., Крылова К.М., Винокурова М.М., Винокурова В.М., Дягилева В.Т., Меркулова Т.С., Готовцева А.Н., Ядреева В.Е., Прудецкая В.С., Скрыбыкина А.В., Заболоцкая Т.Р..

Хронология структурных изменений школы

1931- основание школы на участке « Кусумпа», заведующий Игнатьев Платон Ионович

1932- открытие начальной школы в селе Сордоннох, заведующий Игнатьев Платон Ионович

1986- открытие неполной средней школы, директор Иванов Евгений Петрович

1990- преобразование в полную среднюю школу, директор Иванов Евгений Петрович

2002- улусная экспериментальная площадка по модели «Адаптивная школа», директор Аммосова Алла Валерьевна

2006- республиканская экспериментальная площадка для реализации проекта « Формирование этнокультурного способа образовательной деятельности учащихся в рамках становления сетевого профильного обучения в сельских малокомплектных школах Севера». Директор Аммосова Алла Валерьевна.

По крупинке, по капельке, если сложить вместе работу каждого педагога нарисуется картина всей работы коллектива, который незаметно, повседневно по кирпичику строит большое сияющее здание, называющееся обучение и воспитание подрастающего поколения. Умение чувствовать человека, работающего рядом, понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - это радость. А умение чувствовать ребёнка, жить его интересами, видеть этот пёстрый мир его глазами - двойная радость. В нашей школе, в коллективе, есть такое сопереживание, взаимная поддержка. Учителя доверяют ученикам, родители - ученикам и учителям, ученики - учителям. Образовательная система школы ориентируется на потенциал окружающей школу социальной, предметно - эстетической и природной среды. С учётом мнения родителей и учащихся, на основе анализа потенциала школы коллективом выбран эколого - технологический профиль. Система воспитания нацелена на практическую реализацию разностороннего развития личности каждого школьника, на всемерное содействие раскрытию индивидуальных задатков, способностей, дарований всех учащихся. Создаются оптимальные условия для осознанного овладения учащимися знаниями и умениями.

Для того, чтобы каждый ребёнок проявил себя в той или иной области в школе работают различные кружки и секции: хореографический ансамбль

«Саhар5а» (руководитель Суздалова А.П.),

«Моделирование и дизайн танцевальных костюмов» (руководитель Яковлева П.В.),

«Журналистика - профессия творческая» (руководитель Константинова В.Р.),

«Родом из Сордонноха» (Иванов Е.П.),

«Драматический кружок» (руководитель Вензель Н.Н.),

«Путешествие в мир искусства» (Готовцева М.М.),

школьная библиотека (Гермогенова О.Н.) способствуют нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

Функционирует филиал ДЮСШ, в котором учащиеся занимаются вольной борьбой, северным многоборьем, играют в волейбол, баскетбол и футбол.