Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Актуальность

Сордоннохский наслег был образован в 1932 году. В данное время  здесь проживает 382 человека. Семей всего  - 136, из них молодых семей – 20. Состоящих на учете по безработице  - 28 человек. Пенсионеров - 72 человека. Население издавна занимается охотой, скотоводством, коневодством и оленеводством.

  В связи с ликвидацией в конце 90-х гг. такого крупного предприятия как совхоз «Оймяконский», молодежь постепенно стала уезжать из села ближе к центру в поисках работы, тем самым отошла от своих корней. Скотоводством и коневодством больше занимаются люди старшего возраста. Оленеводство на грани исчезновения, так как молодежь отказывается ехать в оленстада. Выпускники школы за прошедшие годы, не приобщенные к сельскохозяйственному труду, окончив ССУЗы и ВУЗы в село не возвращаются, из-за чего наметился отток населения. Это означает, что традиционными занятиями жителей наслега через несколько лет заниматься будет некому.

Поэтому особенно сейчас школа и социум несут большую ответственность перед будущим села, в сохранении родной культуры в современном формате.  В новых социально – экономических условиях,  дети должны не только получать первые навыки работы на земле, но и учиться эффективно хозяйствовать на ней; они должны быть заинтересованы в результатах своего труда как морально, так и материально. Исходя из этого, наша школа ищет пути для решения экономических, социальных и воспитательных задач на базе сельской малокомплектной школы.  Важнейшей задачей  школы является привлечение детей и молодежи к жизни на селе. При этом каждый выпускник сельской школы должен стать экономически и экологически грамотным землепользователем как минимум в масштабах личного подсобного хозяйства.

Проект "Школа будущего - "Утум" разработан в МКОУ "Сордоннохская СОШ"с целью привлечения  детей и молодежи к традиционным занятиям местного населения, возрождения интереса к истории родного края, привития бережного отношения к природе.

 

 

Обоснованность проекта: Проект был разработан в связи с отчуждением детей и молодежи от традиционных занятий местного населения, потерей интереса к истории родного края и постепенному оттоку молодежи в центральные районы республики.

 

Подготовительная работа по реализации проекта в МКОУ "Сордоннохская средняя общеобразовательная школа" началась с 2013 года.

 

Тема проекта:

Сельская школа будущего «Утум»

 Автор проекта:

Коллектив МКОУ «Сордоннохская средняя общеобразовательная школа»

Цель проекта:

Создание условий для формирования у обучающихся стереотипа привлекательности жизни на селе.

Задачи:

  • организация учебно-воспитательного процесса школы с учетом сохранения и развития традиций родной культуры;
  • взаимодействие с местными умельцами и мастерами;
  • привлечение сторонних организаций к сотрудничеству для реализации проекта;
  • организация материально-технической базы школы.

 

Гипотеза: если создать необходимые условия в образовательном пространстве школы, то может сформироваться стереотип привлекательности села.

 

Идея проекта: образовательная пространство школы строится по принципу образования стереотипа привлекательности села. Сформирование чувства романтики села, чувства патриотизма и навыков выгодного введения сельского хозяйства может привлечь учащихся в село, после окончания ССУЗ – ов и ВУЗ – ов.

 

 

Сроки реализации программы:

1 этап – подготовительный - с  октябрь 2013 года по  июль 2014 год.

2 этап – основной – июль 2014 г. по май 2016 г.

3 этап – аналитический – июнь – октябрь 2016 г.

 

 

Механизмы реализации проекта

 

  1. Агропрофилизация учебных предметов:

Создание условий для формирования чувства романтики села в процессе обучения школьной программы – все учебные предметы.

 

  1. Организация воспитательного процесса

Дополнительное образование:
Туризм.
Плотницкое и столярное дело.
Национальное шитье и вышивка.
Оленеводство и коневодство.
Байанай.
Историческая реконструкция знаменательных дат с.Орто-Балаган, Оймяконкого улуса, РС(Я)

 

  1. Организация материально-технической базы
  • Оленеводческое стадо.
  • Рыболовная база.
  • Охотничья база (угодье).
  • Плотническая мастерская.
  • Сельско-хозяйственная потребительская кооперация
  • Коневодческая база
  • Эколого-туристическая база.

 

  1. Создание условий для возможности заработка обучающихся в условиях Крайнего Севера
  • Летняя работа в оленстаде.
  • Работа в СХПК «Уйгу» с.Орто-Балаган.
  • Строительная бригада.
  • Продажа национального шитья (предпринимательство).
  • Продажа ягод (предпринимательство).
  • Работа гида в туристическом маршруте.
  • Продажа охотничьего и рыболовного промысла.

 

 

  1. Подпроектные программы школы будущего «Утум»
  • Экологическая тропа «Росток»;
  • Охотоведение «По следам Байаная»
  • Эко-туризм «Ойумэ» (в рамках программы летнего оздоровительного лагеря для учащихся 6-11 классов);
  • Краеведческий клуб «Исток» (в рамках программы летнего пришкольного лагеря для учащихся начальных классов, научно-исследовательская деятельность учащихся 5-11 классов);
  • «Основы животноводства» - практико – ориентированные занятия в СПХК «Уйгу».

 

Экологическая тропа «Росток»:

Цель: Сформировать ответственное отношение к природной среде, экологически грамотное поведение, развитие исследовательских способностей. Расширить и обогатить жизненный опыт обучающихся к профессиям, связанных с экологией

  • Расширить и углубить знания о современных экологических проблемах, связанных с антропогенным воздействием.
  • Овладеть методиками исследования.
  • Развивать личностные качества: аккуратность, трудолюбие, ответственное отношение к себе и родному краю, коммуникативные способности.
  • Стимулировать потребность в труде, приобщать к коллективной деятельности.
  • Формировать бережное отношение к природе.
  • Организовать комфортную, эмоционально насыщенную среду в детском коллективе.
  • Изучение лекарственных трав, исторические названия местности наслега.
  • Привлечение местных жителей для обмена жизненного опыта с молодежью.

 

Ожидаемые результаты

  • Получение учащимися знаний об экологии, о лекарственных травах.
  • Способность к самостоятельной исследовательской деятельности, работать в команде, применять знания на практике, адаптироваться к новым ситуациям

 

Охотоведение «По следам Байаная»

Проект «По следам Байаная» предназначен для приобщения учащихся к родной природе, традиционным занятиям отцов, приучения к здоровому образу жизни. Для  достижения данных задач огромную роль имеют практические занятия, такие как выезды в тайгу. Один такой выезд в тайгу стоит десятки бесед, так как каждое дело, даже самое маленькое, сделанное своими руками не забывается.

Цели и задачи проекта:

  1. Обучение сельских школьников умениям и навыкам необходимых сельскому жителю, основам традиционных северных видов промысла.
  2. Воспитание чувства уважения и любви к родной природе
  3. Формирование создателя домашнего очага, кормильца семьи, опоры и поддержки родных и близких.

 

Эко-туризм «Ойумэ»

Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих социально-нравственное становление личности, оздоровление детей и творческое развитие, через систему туристко-краеведческих мероприятий.

Задачи:

- совершенствование содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения;

- дать знания, умения и навыки по основам туристской деятельности (навыки подбора личного и группового снаряжения, организация привалов и ночлегов, укладки рюкзака, техники преодоления естественных препятствий, ориентирование на местности и т.п.);

– формирование умений, необходимых для выживания в экстремальных ситуациях;

– приобщение детей в изучении и охране окружающей среды родного края, села, к культуре народа и его традициям.

 

Туристический клуб создан для максимального вовлечения детей в цикл оздоровительно - досуговых мероприятий. Программа ориентирована на обеспечение социальной защищенности и оздоровление учащихся и направлена на удовлетворение потребностей детей, родителей и общества путем привлечения к основам туризма. Туризм и краеведение имеют комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой.

Программа занятий, рассчитанная на 2 часа в неделю на протяжении всего учебного года (68 часов в год), включает теоретические и практические занятия. Такое соотношение теоретических и практических занятий является наиболее оптимальным для учеников, их возрастных особенностей, позволяет избавиться от однообразности занятий. Теоретическая подготовка представляет собой лекции, беседы или семинарские занятия, которые проводятся в помещении школы или в местах проведения экскурсий. Практические занятия проводятся в форме многодневных походов и экскурсий, которые проводятся во время осенних, весенних и летних каникул.  Проведение краеведческого вечера или выполнение краеведческих заданий дает возможность ученикам попробовать свои силы и закрепить полученные знания в их практическом применении.

 

Краеведческий клуб «Исток»:

Цели и задачи работы клуба:

  • воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
  • привлечение интереса к истории родного края путем поисково-исследовательской деятельности и реконструкции исторических событий;
  • совершенствование нравственного воспитания обучающихся. 

Ожидаемый результат:

  • Знание  истории своего  села,  школы, свою родословную.
  • Умение анализировать  различные документы, источники, учитывать их  особенности и извлекать  из них информацию.
  • Овладение приемами  работы с книгой, навыками составления проекта, плана.
  • Умение понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других  эпох, поколений.

 

«Основы животноводства» - практико – ориентированные занятия в СПХК «Уйгу»

 

Цель: создание условий для приобретения учащимися практических навыков по животноводству.

Задачи:

- создание взаимовыгодных условий для сотрудничества с СПХК «Уйгу»;

- реорганизация воспитательной системы школы;

- создание стимулирования участников программы.

 

 

Ожидаемые результаты проекта

Для учащихся:

-привитие экологической культуры у всех учащихся, и, как сопутствующий результат, у членов семей учащихся;

- привлечение интереса к истории родного края; 

-получение базовых знаний по ведению собственного бизнеса, предпринимательства;

-получение общеучебных и трудовых навыков, способствующих последующей социализации и непрерывному профессиональному образованию в изменяющихся условиях современного рынка труда;

- развитие проектной деятельности и креативности мышления.

 

Для родителей (законных представителей):

- заинтересованность в развитии своих детей и школы;

-совместная деятельность в детско-взрослой общности

- участие в управлении развитием образовательного учреждения и образования;

- готовность к решению проблем, возникающих в процессе реализации Программы.

 

Для учителей: 

 -увеличение количества педагогов, ведущих инновационную работу;                                       

- сформированность навыков работы по различным направлениям;

- максимальная самореализация;

- овладение навыками рефлексии в условиях взаимодействия по образовательным областям и реализации подпроектов;

-умение свободно действовать в сетевом пространстве на основе полной ответственности за реализацию образовательных инициатив.

 

Для образовательного учреждения:

- внедрение новых образовательных, воспитательных и производственных  технологий, повышающих эффективность деятельности школы и социума;

-внедрение механизмов, способствующих достижению школой экономической самостоятельности

- расширение взаимовыгодного сотрудничества с учреждениями дополнительного образования детей, с другими общеобразовательными учреждениями, с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, с частными  предпринимателями села;

- развитие инновационного потенциала образовательного учреждения за счет участия в конкурсах, грантах, инновационных программах и проектах;

- повышение привлекательности и формирование имиджа школы как места для успешной социализации детей.

 

Для наслега и улуса:

-вовлечение передовой части общества в процесс воспитания и социализации детей;

-обеспечение самозанятости населения, особенно несовершеннолетних детей из проблемных семей и взрослых, временно незанятых трудовой деятельностью;

- создание образовательного многообразия;

- создание местного сообщества через развитие дуального образования;

- хозяева земли новой формации, способные улучшить качество жизни.

 

Перспективы развития проекта:

- организация предпринимательской деятельности на базе школы;

- реорганизация ОУ в агропрофилированную школу.

 

 

Социальные партнеры:

  1. Глава МО «Сордоннохский наслег» - Максимов Иван Егорович.
  2. Председатель СХПК «Уйгу» - Аммосова Лидия Сергеевна.
  3. Председатель охотоведческого общества села Сордоннох –
  4. Начальник отдела экологии -

 

 

Презентация проекта (скачать)